Для чего нужно реле в автомобиле для света
Перейти к содержимому

Для чего нужно реле в автомобиле для света

  • автор:

Как устроены автомобильные реле и как их проверить

Как устроены автомобильные реле и как их проверить, изображение №1

Используются в качестве дистанционного силового коммутатора для включения таких серьезных потребители тока в автомобиле, как, вентилятор, радиатора или обогрев стекла.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь. В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

НАПРЯЖЕНИЕ СРАБАТЫВАНИЯ

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортовой сети автомобиля, при запущенном двигателе, им не вредит.

Как устроены автомобильные реле и как их проверить, изображение №2

КОММУТИРУЕМЫЙ ТОК

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы.

Как устроены автомобильные реле и как их проверить, изображение №3

НУМЕРАЦИЯ ВЫВОДОВ

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии правильной маркировки на всех реле, увы, нет. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания.

Как устроены автомобильные реле и как их проверить, изображение №4

МАТЕРИАЛ И ТИП ВЫВОДОВ

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

Как устроены автомобильные реле и как их проверить, изображение №5

ПЛЮС И МИНУС ПИТАНИЯ

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод. Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются.

ПРОВЕРКА РЕЛЕ

Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко.

Автомобильное реле: что это такое и что о нем полезно знать

Автомобиль – это сложнейшая механическая конструкция, состоящая из сотен различных деталей, систем, множества конструктивных элементов. И все они выполняют свою задачу, имеют определенное назначение. Среди всего этого многообразия своей важной функциональностью выделяется Реле – электрическая система, без качественной работы которой невозможно передвижение автомобиля. Поэтому, каждый производитель автозапчастей в Украине особое внимание уделяет изготовлению именно этого фундаментального блока автомобильного механизма.

Что собой представляет автомобильное реле

Электрическая система автомобиля отличается многокомпонентностью. Одним из ее основных элементов является электромагнитное реле, благодаря которому происходит замыкание с последующим размыканием каждой конкретной электрической цепи. По сути, оно играет роль переключателя, которому предназначено включать или выключать подачу электричества по мере надобности.

Важность реле для автомобиля

Реле выполняет целый ряд важных функций, и все они несут ответственность за бесперебойную работу автотранспорта:

  • защитная функция. Этот электромагнитный компонент работает по принципу железнодорожного буфера между выключателями, кнопками и элементами с потреблением значительного количества электричества. Такое действие защищает от повреждения мелкие детали, предотвращает силовую перегрузку, обеспечивая при этом износостойкость, долговечность автомобильных запчастей
  • оптимизация. Основное назначение этого устройства – переключение больших токов. Выполняя свое предназначение, реле обеспечивает оптимальную работу автомобиля. Взять хотя бы, к примеру, систему охлаждения, где оно за считанные минуты активирует вентилятор или деактивирует его.
  • энергоэкономичность. Благодаря реле намного эффективнее используется электроэнергия, что приводит к существенной экономии потребления топлива;
  • безопасность. При некоторых обстоятельствах реле может самостоятельно автоматически отключать определенные конструктивные элементы. Такая функция позволяет избежать большинства аварийных ситуаций и обезопасить транспортное средство от различных поломок.

Сегодня существует несколько видов электромагнитных реле. Все они представлены на отечественном автомобильном рынке, как офлайн, так и онлайн. И к выбору данной важной автозапчасти надо подойти с особой тщательностью, так как от этого будет зависеть работа и безопасность Вашего транспорта.

Что такое автомобильные реле

Автомобильное реле – это электрическое устройство, используемое в автомобильных системах для управления электрическим током. Это важная часть электрической системы автомобиля, которая позволяет эффективно управлять разными устройствами и системами, такими как освещение, вентиляция, обогрев, запуск двигателя и т.д.

Автомобильные реле обычно имеют корпус из пластика или металла и внутренние контакты, переключаемые под воздействием электромагнитного поля, создаваемого при подаче тока на их обмотки. Этот механизм переключает электрический ток из одного контакта на другой, обеспечивая правильную работу подключенных устройств и систем автомобиля.

Как работает автомобильное реле

Работа автомобильного реле является ключевой для правильной работы электрических систем автомобиля. Принцип действия реле основан на использовании электромагнитного поля для управления контактами реле. В большинстве случаев реле состоит из электромагнитного переключателя, который находится в замкнутом или открытом положении в зависимости от того, подано ли на него электрическое напряжение.

Когда на реле поступает ток, электромагнит в нем активируется, создавая магнитное поле, влияющее на переключатель. Это заставляет переключатель перейти из одного положения в другое, открывая или закрывая реле контакты. Если контакты были открыты, то после активации реле они будут запираться, а если контакты были закрыты, они откроются.

Этот механизм позволяет реле контролировать работу различных электрических устройств в автомобиле, включая системы освещения, вентиляции, обогрева, запуска двигателя и другие. Управляя электрическим током, реле позволяет автомобильным системам работать правильно и безопасно, обеспечивая водителям и пассажирам комфорт и безопасность на дороге.

Значение автомобильных реле

Значения автомобильных реле в современных автомобильных системах не могут быть переоценены, поскольку они играют ключевую роль в обеспечении правильной работы электрических устройств и систем. Вот более подробные аспекты их значения:

  • Управление электрическим током: Автомобильные реле позволяют управлять потоком электрического тока в системах автомобиля. Это важно для обеспечения правильной работы различных электрических устройств и подсистем, таких как системы освещения, вентиляции, обогрева и т.д.
  • Защита электрических компонентов: Реле могут помочь защитить электрические компоненты от перегрузок и перегрева, что может возникнуть из-за неправильной работы системы или других нежелательных событий.
  • Эффективное использование электроэнергии: Реле позволяют эффективно использовать электроэнергию, включая и выключая устройства только в тех случаях, когда это необходимо. Это помогает сохранить энергию и продлить срок службы батареи автомобиля.
  • Обеспечение безопасности: Реле могут быть использованы для обеспечения безопасности в автомобильных системах, например с помощью реле запуска двигателя, контролирующих запуск и выключение двигателя, или реле освещения, включающих и выключающих свет автомобиля.
  • Обеспечение надежности систем: Использование реле позволяет обеспечить надежную работу различных систем автомобиля, уменьшая риск возникновения неисправностей и улучшая общую эффективность автомобильной электрической системы.

В целом автомобильные реле являются неотъемлемой частью современных автомобильных систем, обеспечивающих их правильную работу, безопасность и эффективное использование электроэнергии. Они важны для обеспечения оптимального функционирования автомобилей в различных условиях эксплуатации.

Реле электромагнитное: основа управления автомобильными электроцепями

Современный автомобиль — это развитая электрическая система с десятками электроприборов различного назначения. Управление этими приборами строится на основе простых устройств — электромагнитных реле. Все о реле, их типах, конструкции и работе, а также об их верном выборе и замене — читайте в статье.

Что такое электромагнитное реле?

Автомобильное электромагнитное реле — элемент электрической системы транспортного средства; электромеханическое устройство управления, обеспечивающее замыкание и размыкание электрических цепей при подаче управляющего сигнала с органов управления на приборной панели или от датчиков.

Каждое современное транспортное средство оснащается развитой электрической системой, которая включает в себя десятки, а то и сотни цепей с различными приборами — лампами, электромоторами, датчиками, электронными блоками и т.д. Большинство цепей управляется вручную водителем, однако коммутация этих цепей осуществляется не напрямую с приборной панели, а дистанционно с помощью вспомогательных элементов — электромагнитных реле.

Электромагнитные реле выполняют несколько функций:

  • Обеспечивают дистанционное управление силовыми цепями, делая ненужным протягивание проводов большого сечения непосредственно к приборной панели автомобиля;
  • Разделяют силовые цепи и цепи управления электрооборудованием, повышая безопасность и надежность электросистемы транспортного средства;
  • Сокращают длину проводов силовых цепей;
  • Облегчают реализацию централизованной системы управления электрооборудованием автомобиля — реле собираются в одном или нескольких блоках, в которых сходятся большое число электрических цепей;
  • Некоторые типы реле — снижают уровень электрических помех, возникающих при коммутации силовых цепей.

Конструкция автомобильного реле

Конструкция автомобильного реле

Принцип работы 4-х и 5-контактных реле

Принцип работы 4-х и 5-контактных реле

Реле являются важными деталями электросистемы транспортного средства, некорректная работа этих деталей или их выход из строя приводит к потере работоспособности отдельных электрических приборов или целых групп электрооборудования, в том числе и критически важного для функционирования автомобиля. Поэтому неисправные реле должны как можно скорее заменяться на новые, но прежде, чем идти в магазин за этими деталями, следует разобраться в их типах, конструкции и характеристиках.

Типы, конструкция и принцип работы электромагнитных реле

Все автомобильные реле, независимо от типа и применяемости, имеют принципиально одинаковую конструкцию. Реле состоит из трех основных деталей: электромагнита, подвижного якоря и контактной группы. Электромагнит представляет собой обмотку из эмалированного медного провода малого сечения, установленную на металлическом сердечнике (магнитопроводе). Подвижный якорь в общем случае выполнен в виде плоской пластины или Г-образной детали, шарнирно установленной над торцом электромагнита. Якорь упирается в контактную группу, выполненную в виде упругих пластин с наклепанными бронзовыми или иными контактными точками. Вся эта конструкция располагается на основании, в нижней части которого находятся стандартные ножевые контакты, закрытом пластиковым или металлическим кожухом.

Способ подключения и принцип работы реле основаны на простых принципах. Реле делится на две цепи — управляющую и силовую. В состав управляющей цепи входит обмотка электромагнита, она соединяется с источником питания (АКБ, генератором) и с расположенным на приборной панели органом управления (кнопкой, переключателем), либо с имеющим контактную группу датчиком. В силовую цепь входит один или несколько контактов реле, они соединяются с источником питания и управляемым прибором/цепью. Работает реле следующим образом. При выключенном органе управления цепь обмотки электромагнита разомкнута и ток в ней не течет, якорь электромагнита отжат от сердечника пружиной, контакты реле разомкнуты. При нажатии на кнопку или переключатель по обмотке электромагнита течет ток, вокруг него возникает магнитное поле, которое заставляет якорь притянуться к сердечнику. Якорь упирается в контакты и сдвигает их, обеспечивая замыкание цепей (или, напротив, размыкание в случае нормально замкнутых контактов) — прибор или цепь подключаются к источнику питания и начинают выполнять свои функции. При обесточивании обмотки электромагнита якорь под действием пружины возвращается в исходное положение, выключая прибор/цепь.

Электромагнитные реле делятся на несколько типов по количеству контактов, типу коммутации контактов, способу монтажа и электрическим характеристикам.

По количеству контактов все реле делятся на два типа:

  • Четырехконтактные;
  • Пятиконтактные.

В реле первого типа имеется только 4 ножевых контакта, в реле второго типа — уже 5 контактов. Во всех реле контакты расположены в определенном порядке, благодаря чему исключается неправильная установка этого устройства в ответную колодку. Отличие между 4-х и 5-контактными реле заключается в способе коммутации цепей.

Четырехконтактное автомобильное реле

Четырехконтактное автомобильное реле

4-контактные реле — это наиболее простое устройство, обеспечивающее коммутацию только одной цепи. Контакты имеют следующее назначение:

  • Два контакта управляющей цепи — с их помощью подключается обмотка электромагнита;
  • Два контакта коммутируемой силовой цепи — с их помощью осуществляется подключение цепи или прибора к электропитанию. Данные контакты могут находиться только в двух состояниях — «Включено» (ток по цепи идет) и «Выключено» (ток по цепи не идет).

5-контактные реле — это более сложное устройство, которое может коммутировать сразу две цепи. Существует две разновидности данного типа реле:

  • С коммутацией только одной из двух цепей;
  • С параллельной коммутацией двух цепей.

В устройствах первого типа контакты имеют следующее назначение:

  • Два контакта управляющей цепи — как и в предыдущем случае, они соединены с обмоткой электромагнита;
  • Три контакта коммутируемой цепи. Здесь один контакт является общим, а два остальных соединены с управляемыми цепями. В таком реле контакты находятся в двух состояниях — один нормально замкнут (НЗ), второй нормально разомкнут (НР). При работе реле осуществляется переключение между двумя цепями.

В устройствах второго типа все контакты находятся в состоянии НР, поэтому при срабатывании реле сразу включаются или выключаются обе коммутируемые цепи.

Реле могут иметь дополнительный элемент — помехоподавительный (гасящий) резистор или полупроводниковый диод, установленный параллельно обмотке электромагнита. Данный резистор/диод ограничивает ток самоиндукции обмотки электромагнита при подаче и снятии с нее напряжения, что снижает генерируемый ею уровень электромагнитных помех. Такие реле находят ограниченное применение для коммутации некоторых цепей автомобильной электросистемы, но в большинстве случаев без негативных последствий могут заменяться на обычные реле.

Реле всех типов могут монтироваться двумя способами:

  • Только установкой в ответную колодку — устройство удерживается силами трения контактов в гнездах колодки;
  • Установкой в ответную колодку с фиксацией кронштейном — на корпусе реле выполнен пластиковый или металлический кронштейн под винт.

Блок реле и предохранителей - основа электрической системы автомобиля

Блок реле и предохранителей

Устройства первого типа устанавливаются в блоки реле и предохранителей, от выпадения они защищены крышкой или специальными хомутами. Устройства второго типа предназначены для монтажа в подкапотном пространстве или в ином месте автомобиля вне блока, надежность монтажа обеспечивается кронштейном.

Электромагнитные реле выпускаются на напряжение питания 12 и 24 В, их главными характеристиками являются:

  • Напряжение срабатывания (обычно на несколько вольт ниже напряжения питания);
  • Напряжение отпускания (обычно на 3 и более вольт меньше напряжения срабатывания);
  • Максимальный ток в коммутируемой цепи (может лежать в пределах от единиц до десятков ампер);
  • Ток в управляющей цепи;
  • Активное сопротивление обмотки электромагнита (обычно не более 100 Ом).

Некоторые характеристики (напряжение питания, изредка — токи) наносятся на корпусе реле, либо входят в состав его маркировки. Также на корпусе присутствует принципиальная схема реле и назначение его выводов (во многих случаях указаны и номера выводов, соответствующих номерам по принципиальной схеме электросистемы конкретных автомобилей). Это значительно облегчает подбор и замену электромагнитных реле в автомобиле.

Как правильно подобрать и заменить электромагнитное реле

Автомобильные реле подвергаются значительным электрическим и механическим нагрузкам, поэтому периодически выходят из строя. Поломка реле проявляется отказом каких-либо приборов или цепей автомобильной электросистемы. Для устранения неисправности реле необходимо демонтировать и проверить (хотя бы с помощью омметра или пробника), и при обнаружении поломки заменить его на новое.

Новое реле должно быть того же типа и модели, что использовалось ранее. Устройство должно подходить по электрическим характеристикам (питание, напряжение срабатывания и отпуска, ток в коммутируемой цепи) и по количеству контактов. Если в старом реле был резистор или диод, то желательно, чтобы и в новом они присутствовали. Замена реле выполняется простым удалением старой детали и установкой на ее место новой; если предусмотрен кронштейн, то необходимо выкрутить и закрутить один винт/болт. При верном выборе и замене реле электрооборудование автомобиля сразу начнет работать.

Другие статьи

#Омывающие жидкости
29.09.2023 | Статьи о запасных частях

Зима и лето, два полюса, между которыми меняется весь наш мир. И в этом мире существуют омывающие жидкости — помощники, которые обеспечивают нашу безопасность на дороге. В этой статье мы окунемся в мир омывающих жидкостей и узнаем, какие они бывают, от чего зависит их температура замерзания и как их правильно выбрать.

#Рассухариватель клапанов
21.06.2023 | Статьи о запасных частях

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

#Переключатель света с регулировкой шкалы
14.06.2023 | Статьи о запасных частях

Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.

#Пластина распределителя зажигания
07.06.2023 | Статьи о запасных частях

Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *