До скольки градусов можно ездить на зимней резине
Перейти к содержимому

До скольки градусов можно ездить на зимней резине

  • автор:

Летом на шипах: что будет, если ездить летом на зимней резине

В этом году у украинских водителей появилась еще одна причина опоздания с заменой зимних шин на летние: эвакуация в отдаленный от дома регион. Разумеется, второй комплект резины с собой беженцы не брали, а весна пришла независимо от войны. Что будет, если при теплой погоде ездить на зимней резине?

Летом на зимней резине – что будет и как ездить: советы

Летом на шипах: что будет, если ездить летом на зимней резине

Посилання скопійовано!
9 апреля 2022, 09:51

Чтобы ответить на этот вопрос, эксперты “Авто 24” должны в двух словах напомнить, чем отличаются летние и зимние шины. Фактически отличия эти – по двум направлениям: приспособленность резиновой смеси протектора к определенной температуре и приспособленность рисунка протектора к состоянию дорожного покрытия.

Определенная часть автомобилистов по разным причинам весной не переходит на летние шины. В Украине это не запрещено, но стиль езды нужно изменить

То есть, резиновый компаунд зимней шины сохраняет свою эластичность даже на морозе, благодаря чему каждая шашка протектора хорошо прилегает к микронеровностям асфальта, чтобы колесо надежно держалось дороги. Со своей стороны канавки и ламели рисунка на зимней шине хорошо цепляются за снег и лед, а на летней – за сухой асфальт. Соответственно, в «не своих» дорожных условиях каждая шина будет работать нештатно.

Но есть одно существенное замечание: летний компаунд хуже чувствует себя в мороз, чем зимний – в жару. То есть ездить летом на зимних шинах вполне возможно, хотя и не без оговорок. И дело не только в шипах, о которых мы упомянем ниже.

Зимняя резина летом ведет себя на дороге лучше, чем летняя зимой. Но осторожность при управлении все равно нужно удвоить

Как ездить летом на зимних шинах

Зимние шины на теплой поверхности имеют заметно худший коэффициент сцепления, и это следует учитывать при управлении.

  • Больший тормозной путь. Оставляйте на четверть – на треть больше места для торможения, поскольку колеса на зимней резине раньше срываются в юз. Для автомобилей с антиблокировочной системой в тормозах это не столь актуально.
  • Склонность к заносу (износу) при активном маневрировании на скорости. Самая обычная ситуация, когда “зима” может сказаться – прохождение поворота на слишком высокой скорости. Передние колеса запищат и если не сбросить газ, машина может попытаться поплыть наружу поворота.
  • На мелкие движения рулем автомобиль в зимней «обувке» реагирует вполне адекватно (на разумной скорости, конечно), хотя по-спортивному острого руля ждать не стоит.
  • За несколько дней аккуратной езды на зимних шинах в теплую погоду вы должны привыкнуть к сдержанному стилю и осторожному обращению с рулем и педалями. Но важно время от времени напоминать себе об особенностях поведения собственной машины, обутой в шины «не по сезону».

То есть если не доводить дорожные ситуации до критических, зимние шины летом не будут причинять особых неудобств. Законодательно запрет езды на зимних шинах летом в некоторых странах существует, но украинцы в те государства не эвакуируются.

Зимняя шина на теплом асфальте имеет почти на треть больший тормозной путь, чем летняя при тех же условиях

Шипы

Как ни странно, принципиальных отличий в летнем поведении шипованных и зимних фрикционных шин нет. Правда то, что металлические шипы уменьшают пятно контакта шины с дорогой, но, как правило, это компенсируется большей мягкостью резиновой смеси протектора, характерной для арктических моделей.

Кроме того, шипованные шины очень “громкие”, но в условиях финансовых ограничений, характерных для эвакуированных, с этим можно мириться. Наверное, более важный другой момент: эксплуатация шипованной резины на теплом или горячем асфальте портит шину. Дело в том, что каждый шип при работе нагревается в своем гнезде – это следствие его взаимодействия со стенками гнезда. Но если зимой имеет место эффективное охлаждение снегом, льдом или водой с дороги, то летом шип перегревается настолько, что резина вокруг него подгорает и твердеет. Плотность посадки шипа нарушается, он расшат ы вается и вскоре выпадает. В принципе, ездить на зимней шине с утраченными шипами никто не возбраняет.

Шипованные колеса – самый плохой вариант для эксплуатации летом. Вероятно, поэтому в некоторых странах такая езда запрещена

Имейте в виду, что во всех пяти соседних с Украиной странах Европы использование шипованных шин прямо запрещено в любом сезоне.

Наконец, напомним, что зимняя резина летом изнашивается с особой интенсивностью – более мягкий протектор стирается о жесткий асфальт.

Рекомендация “Авто 24”

Несмотря на сезонную принадлежность шин на вашем автомобиле, советуем вообще во время пребывания в чужом регионе управлять машиной с повышенной осторожностью. Ведь на незнакомой территории есть несколько факторов, которые затрудняют вождение и повышают риск ДТП – и это вдобавок к угрозам общего порядка, которые несет с собой война как таковая.

❄️ Летом на зимней резине — можно ли ездить и какие есть минусы

По статистике 27% автомобилей на отечественных дорогах ездят летом на зимней резине. С чем это связано — не всегда очевидно. С законом и штрафами по поводу зимних шин летом тоже не всё просто. А ещё есть немало недостатков такой эксплуатации машины, на которые, впрочем, многие не обращают внимания. В этой статье разберёмся, почему не все переобуваются по сезону, что говорит об этом буква закона, и с какими реальными минусами сталкиваются владельцы автомобилей на зимних колёсах летом.

Почему многие ездят летом на зимней резине

Ответ на этот вопрос для многих кажется очевидным. Нехватка денег. К сожалению, в нашей стране это нормальный ход событий. Машины часто обслуживаются неполноценно, так как в нужный момент не оказывается средств на свежее моторное масло, новые тормозные колодки, капитальный ремонт двигателя и так далее. Но в случае с зимней резиной летом всё немного сложнее. Для некоторых круглогодичная езда без переобувания даже оправдана и, в некоторой степени, выгодна.

Чтобы понять это, перечислим как можно больше причин, из-за которых так много автомобилей ездит летом на зимних шинах:

  1. Лень. Таких немного, да и встречаются они чаще весной, а не летом. Сменный комплект резины лежит в гараже. Но по разным причинам посетить СТО для переобувания просто лень. Как правило, в таких случаях к жаре, всё же, резина меняется.
  2. Износ. Бывают случаи, когда зимние шины к концу сезона настолько изнашиваются, что оставлять их на следующую зиму уже нет особого смысла. Вот её и «добивают до проволоки» в целях экономии. К этому моменту мы ещё вернёмся, так как нормы остатка протектора у зимних и летних шин разный.
  3. Деньги. Здесь можно обойтись без комментариев. Для многих отечественных автолюбителей нет ничего странного в том, что весна пришла неожиданно. Как раз тогда, когда есть другие проблемы, а деньги на их решение отсутствуют.
  4. Нет времени. У некоторых людей реально есть проблемы со временем. А есть и такие, которые используют эту причину, как самооправдание.
  5. Незаметна разница. При определённых условиях, детально рассмотренных ниже, разница между ездой летом на зимних и каких положено шинах незаметна. Зачем же тогда, спрашивается в задаче, тратить деньги на ещё один комплект резины. Подчеркнём, что для некоторых такой подход к эксплуатации автомобиля вполне оправдан. Но об этом позже.
  6. Не запрещено законом. Все знают, что незапрещённое законом — разрешается. Пока что штрафов именно за езду на зимних шинах летом не предусмотрено. Но о законе тоже немного подробнее поговорим ниже.
  7. Режим эксплуатации авто. Опять же, по разным причинам некоторые автовладельцы пользуются автомобилем не так уж часто. За год и 5000 км не наматывается. Соответственно, даже одного комплекта зимней резины хватает на много лет.
  8. Температурные условия в регионе. Чем ближе к Северу, тем лето короче и холоднее. А ведь есть и такие регионы, где температура выше +7°C удерживается всего «пару дней». Понятно, что ради них держать в хозяйстве ещё один комплект резины мало кто будет.
  9. Автомобиль выставлен на продажу. Многие продают автомобиль не от хорошей жизни. Да и с совестью бывают у наших людей проблемы. В итоге проблема переобувания автомобиля возлагается на плечи будущего владельца. Но ведь машины продаются иногда очень долго. Вот и ездят в ожидании покупателя летом на зимних колёсах.
  10. Две машины — «зимняя» и «летняя». Есть и такие, которые могут себе позволить иметь два автомобиля. Один для лета, а другой для зимы. Например, по гололёдам и снеговым замётам многим сподручнее рассекать на переднеприводном или полноприводном автомобиле. Ещё на зиму иногда покупают машину, которую, так сказать, не жалко. И вот, когда летом «летний» автомобиль ломается, в ход идёт «зимний» вариант на соответствующих шинах. Не переобувать же его на несколько дней…

Вот сколько много всевозможных причин, по которым летом на зимней резине ездит так много автомобилей.

Зимняя резина летом и закон

Зимняя резина летом и закон

На момент написания этой статьи зимняя резина летом законом не запрещена. Более того, аналогичная ситуация наблюдается и в других странах. Например, у тех же немцев к зимним шинам в летний период года относятся лояльно, и не наказывают. Конечно, статистика по факту там существенно отличается от нашей. Но это дело такое…

С другой стороны, вопрос о запрете эксплуатации автомобиля летом на зимних колёсах неоднократно поднимался. Закон пытались несколько раз пропихнуть. Руководствовались, при этом, и статистикой ДТП, и физическими законами, и даже рекомендациями именитых производителей автомобильных покрышек. Тем не менее, закона нет. Соответственно, штраф тоже не предусмотрен.

В случае, если, всё же, такой запрет официально вступит в силу, под этим абзацем появится соответствующая информация.

Зато на данный момент есть один интересный закон, который касается остатка протектора зимних и летних шин. Многие игнорируют этот момент, за что вполне закономерно получают штрафы. Суть вот в чём. Если резина летняя, то ездить на ней можно до тех пор, пока высота протектора не ниже 1,6 мм. Если же (независимо от сезона) шины зимние, то они считаются непригодными к эксплуатации при высоте протектора ниже 4 мм. Соответственно, если вы решили «добить» изношенную зимнюю резину летом, учтите, что за «летнюю» высоту протектора вполне могут наказать.

Езда на зимней резине летом — все недостатки

Внимание

Здесь собрано 7 недостатков, которые в той или иной степени проявляются при езде летом на зимней резине. Конечно, часто некоторые из этих минусов слегка преувеличивают. Однако, по факту, недостатки есть. А значит о них надо знать в подробностях. В особенности тем, для которых езда летом на зимних шинах является вынужденной мерой.

Итак, езда на зимней резине летом чревата следующими проблемами:

  1. Ускоренный износ зимних шин.
  2. Недостаточная управляемость.
  3. Удлинённый тормозной путь.
  4. Опасность взрыва покрышки.
  5. Высокий уровень шума.
  6. Аквапланирование.
  7. Повышенный расход топлива.

Для полноты картины остановимся на каждом пункте отдельно.

Износ зимних шин летом

Неравномерно изношенная покрышка

Ускоренный износ зимней резины в жаркое время года — это неоспоримый факт. Делаются такое покрышки из мягких сортов резины, чтобы в мороз колёса не становились дубовыми, и не теряли сцепления с обледеневшим дорожным покрытием. Летом температура воздуха высокая. Асфальт раскалённый. Средняя скорость движения тоже гораздо выше, чем зимой. Всё это приводит к тому, что шины перегреваются, от чего, собственно, разрушаются быстрее, чем зимой.

С другой стороны, если рассматривать проблему без фанатизма, то износ при определённых обстоятельствах увеличивается не настолько критично, как об этом говорят. Например, если шины изначально высокого качества, от известного производителя, дорогие — то они даже в не предназначенных для них условиях будут изнашиваться крайне медленно. Когда же резина дешёвая, то она, честно говоря, и зимой ходит мало.

Но и это ещё не всё. Скорость износа шин во многом зависит и от других факторов. Например, многие знают, что любые шины изнашиваются при скорости движения 80 км/ч в два раза быстрее, чем при 60 км/ч. Состояние дорожного покрытия тоже сильно на это влияет. О плохую дорогу резина стирается гораздо быстрее. А одна хорошая ямка может отправить покрышку на клумбу всего за доли секунды.

Итого получается следующее. Если ваш автомобиль ездит немного, небыстро, и преимущественно по хорошим дорогам, то износ зимних колёс летом вы можете и не заметить. Более того, для вас не такими страшными становятся остальные минусы, рассмотренные далее. Если же вы в силу привычки или по другим причинам ездите агрессивно, быстро, много, далеко — переобувайтесь однозначно. Для вас такая эксплуатация автомобиля смертельно опасная. Для других участников дорожного движения, собственно говоря, тоже.

Управляемость на зимних колёсах летом

Управляемость на зимних покрышках летом

Автомобиль на зимней резине хуже управляется летом потому, что шины мягкие. С повышением температуры окружающей среды, а также из-за трения о горячий асфальт — ситуация усугубляется. Машина становится более валкой, ватной. В поворотах она ведёт себя менее стабильно и чётко. Возможны неуправляемые заносы, опасные сносы и другие проблемы. Это факты. Неоспоримые. Проверенные на практике.

Но. Все вышеперечисленные факторы имеют вес только при езде на больших скоростях. При агрессивном вождении, конечно, твёрдость резины играет очень большую роль. Если же вы ездите обычно небыстро, в повороты входите с адекватной скоростью, резко не ускоряетесь — особой разницы между зимней и летней резиной летом вы можете и не заметить. Опять же, многое зависит от качества покрышек.

Итог такой: управляемость автомобиля летом на зимних колёсах действительно не на высшем уровне. Однако это заметно только при определённых скоростях движения. Если ваш стиль езды не агрессивный, то и недостатка этого вы не заметите. С другой стороны, надо учитывать, что на дороге общего пользования вы не одни. Есть другие участники дорожного движения, и никто не застрахован от того, что по чьей-то вине вам придётся резко маневрировать, уходя от ДТП. Не подведёт ли вас зимняя резина летом в такой ситуации? Вот хороший вопрос.

Тормозной путь зимней резины летом

Разница в тормозном пути

Несмотря на то, что этот недостаток рассматривается одним из последних, по серьёзности он должен быть на первом месте. Тормозной путь для автомобиля и его водителя — это без преувеличения жизненно важно. Порою даже несколько несчастных сантиметров способны прочертить линию между жизнью и гибелью в результате ДТП. В общем, страшно важная вещь этот тормозной путь.

Но действительно ли он длиннее на зимней резине? При ответе на этот вопрос можно ориентироваться на три следующих аргумента:

  1. Эксперименты. Поскольку тема всегда актуальна, таковые, понятное дело, проводились неоднократно. Проверяли тормозной путь и журналисты, и блогеры, просты автолюбители ради спортивного интереса. Как ни странно, но результаты у всех разные. У одних машина летом на зимней резине тормозила даже лучше, чем на летней. У других наоборот. Скорее всего, связано это с тем, что условия были разные — состояние дорожного покрытия, марка, качество и степень износа резины, навыки водителя, наличие вспомогательных систем и прочее.
  2. Личный опыт. Вы сами можете проверить, насколько тормозной путь на зимней резине летом больше, чем на летней. Если, конечно, у вас имеется два комплекта шин. Поверьте, далеко не у всех, кто это захочет проделать, результаты выйдут однозначными.
  3. Физика. Возьмите два куска резины — твёрдую и мягкую. Приложите их по очереди к асфальту с одинаковым усилием, и протяните. Какая резина сопротивлялась сильнее? Даже без эксперимента многие понимают, что более мягкая резина будет сопротивляться сильнее. Это физика школьного уровня. Так почему же тогда тормозной путь на мягкой зимней резине должен быть длиннее, чем на твёрдой летней? Вот ещё один хороший вопрос.

Несмотря на всё вышесказанное, большинство экспериментов, всё же, показывает с зимними колёсами летом неутешительные результаты. Тормозит она, в основном, хуже. Ненамного. Не всегда. Но хуже. Кто его знает, почему всё так неоднозначно. Возможно, качество шин такое. Возможно, условия одинаковые при проведении экспериментов не выдержаны. Но, тем не менее, основания для опасений, всё же, есть. Поэтому, если вы по тем или иным причинам ездите летом на зимних шинах, думайте, что тормозной путь действительно будет более длинным. Компенсировать это можно только одним способом — снижением скорости движения.

Опасность взрыва шин

Взорвавшаяся автомобильная покрышка

Этот недостаток считается одним из неоспоримых. Но, опять же, только при определённых условиях. Чтобы зимняя резина летом лопнула, нужно что-то из этого:

  • высокая скорость;
  • горячий асфальт;
  • прокол;
  • сильный износ;
  • серьёзные повреждения на шине.

Если же ездить с адекватной скоростью на зимних шинах с нормальным остатком протектора — вероятность взрыва колёс будет такой же, как и в случае с летними покрышками. Колёса на дорогах, как правило, взрываются не от того, что они надеты не по сезону. Чаще причиной становится случайный прокол, чрезмерный износ, повреждения, высокое давление и прочие факторы.

Уровень шума

Шумность зимних покрышек

Шумят зимние колёса действительно сильнее, чем летние. Связано это с тем, что у них более сложный и детализированный рисунок протектора. Мягкость материала тоже вносит свои коррективы. С другой стороны, если только резина не шипованная, то при хорошей шумоизоляции разницы в салоне можно и не заметить. Но минус есть. И он однозначный.

Езда по лужам на зимней резине

Аквапланирование

Считается, что летние шины более приспособлены к езде по лужам и лучше защищены от аквапланирования. Мнение, мягко говоря, спорное. Зимой ведь тоже на дорогах есть вода. Соответственно, зимние шины тоже должны быть рассчитаны на её эффективный отвод. Тем более, что так оно и есть. За исключением, конечно, узкоспециальной резины, предназначенной для определённых условий. В таких рисунок протектора больше рассчитан на решение других задач, и аквапланирование на них не исключено. Обычные же серийные шины для гражданских автомобилей отлично справляются с отводом воды из-под колёс. Вопрос только в том — до какой скорости.

Расход топлива

Расход топлива и зимние шины

Расход топлива тем выше, тем сильнее сопротивление качению. Зимние шины летом становятся очень мягкими. Ещё у них более детализированный рисунок протектора. Всё это приводит к тому, что машина катится по дороге хуже. А это значит, что топлива для её движения надо больше. Но насколько больше?

В Сети часто можно увидеть мнения, что езда летом на зимней резине приводит к увеличению расхода топлива аж на 10%. На самом деле это чистейшей воды враньё. Максимум, на сколько может реально увеличится расход топлива конкретно из-за зимних шин, так это на 2-4%. То есть, если у вашей машины нормальным считается расход 7 литров на 100 км, то 4% дадут прирост всего 280 миллилитров. Расход в итоге станет где-то 7,3 л на 100 км. Много? Не настолько, чтобы об этом париться.

Заблуждение, скорее всего, порождено тем, что зимой у любой машины норма расхода заметно повышается. Однако не стоит сравнивать режимы движения по заснеженным и скользким дорогам с режимами езды по сухому асфальту. Такая большая разница между зимним и летним расходом связана с шинами очень незначительно. Куда сильнее на эту разность влияет состояние дорог, температура воздуха, прогревы двигателя и скоростные режимы.

ВИДЕО: зимние шины летом

Краткие итоги

Итоги по зимним шинам летом

Как видите, ситуация с ездой летом на зимней резине далеко не однозначная. С одной стороны, это неправильно. Есть немало минусов, среди которых вполне возможны опасные для жизни. С другой стороны, такая эксплуатация не запрещена законом. Это раз. А два — для определённых категорий автовладельцев езда летом на зимних шинах очень даже оправдана. Посему и судить их не стоит.

Автор: Петренко Сергей Категория: Ходовая часть Доступны: Обновлено: 02 февраля 2024 Просмотров: 21657

Можно ли ездить на зимней резине летом и есть ли штраф

Возможность штрафовать водителей за шипованную зимнюю резину летом и за летние покрышках зимой появилась у инспекторов ГИБДД 1 сентября 2023 года. Однако в Госавтоинспекции заявили, что наказывать не будут. Разбор

Фото: Arno Burgi / ZB / Global Look Press

Фото: Arno Burgi / ZB / Global Look Press

  • Можно ли ездить на зимней резине летом?
  • Можно ли ездить на липучке летом?
  • Можно ли ездить летом на всесезонке?
  • Есть ли штраф за зимнюю резину летом?

Можно ли ездить на зимней резине летом?

Иногда автомобилисты экономят и ездят весь сезон на одном комплекте резины. Например, не переобувают зимние покрышки на летние. Однако в ГИБДД не рекомендуют ездить на зимней резине летом. Как объяснили в столичной Госавтоинспекции, летняя резина жестче зимней. Когда температура опускается, шины твердеют и перестают обеспечивать хорошее сцепление с дорогой. Это может привести к заносу и аварии. В ведомстве советуют менять летнюю резину на зимнюю, когда температура доходит до +5–7°С. Откладывать «переобувку» до первого гололеда не стоит.

В департаменте транспорта Москвы также предупредили, что летом передвигаться на зимних шинах опасно. Там пояснили, что покрышки для лета и для зимы имеют разные составы: зимние шины мягкие и при плюсовой температуре они начинают перегреваться и размягчаются еще сильнее.

Фото: Arno Burgi / Global Look Press

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Кроме того, на зимней резине летом удлиняется тормозной путь: разница между ними примерно в 4 м. Как предупредили эксперты из дептранса, снижается в таком случае и управляемость: автомобиль хуже реагирует на команды руля и педалей. А еще увеличивается расход топлива.

Значительной проблемой становится и износ шин: при теплой погоде у зимней резины быстро стирается протектор. А при высокой скорости из-за перегрева шины и вовсе могут лопнуть прямо на ходу.

Можно ли ездить на липучке летом?

Согласно действующему законодательству ездить на нешипуемых зимних шинах, или, как их еще называют, липучках, не запрещено. Однако, как отметил исполнительный директор Торгового дома «Кама» Тимур Шарипов в беседе с Autonews.ru, производители шин все же не рекомендуют автовладельцам пренебрегать ежегодной заменой шин.

Фото: Aleksandr Schemlyaev / Russian Look

Фото: Aleksandr Schemlyaev / Russian Look

«Так, резиновые смеси, применяемые в зимних моделях, слишком мягкие для езды в летнее время, поэтому протектор истирается об асфальт гораздо быстрее. И, если говорить об экономической составляющей решения отказаться от «переобувки» на летний комплект, такой способ сэкономить несостоятелен: зимняя шина за лето быстро сотрется и к холодам придется покупать новый комплект», — рассказал Шарипов.

По словам эксперта, выгоднее подыскать что-то из б/у летних шин, чем «убивать» зимний комплект, который стоит дороже летних моделей аналогичного типоразмера.

Если говорить про эксплуатационные показатели, то они, по словам эксперта, тоже ухудшаются. Например, липучки при плюсовых температурах имеют сниженный коэффициент сцепления с дорожным полотном — длина тормозного пути зимних шин, используемых летом, значительно превышает показатели летних моделей.

Можно ли ездить летом на всесезонке?

Как пояснил Шарипов, сейчас уже не существует понятия «всесезонная шина». По его словам, зарубежные производители заявляют о якобы всесезонных шинах, но они рассчитаны на небольшой минус — до 5–10 градусов ниже нуля — и отсутствие льда. Такие шины больше подходят для Европы с мягкими зимами, чем для большинства регионов России.

Штраф за езду на зимней резине летом

В Техническом регламенте Таможенного союза содержится запрет на эксплуатацию автомобилей зимой без зимних шин (всех возможных видов, которые соответствуют требованиям безопасности) в зимний период (декабрь, январь, февраль). Однако в КоАП и других нормативных документах штрафа за поездки летом на зимней резине нет. Как и наоборот — на летней зимой. Даже если таких водителей остановят инспекторы ГИБДД, оштрафовать такого нарушителя они могли.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

В 2023 году в МВД доработали перечень неисправностей автомобилей, при которых запрещена их эксплуатация. С 1 сентября 2023 года он вступил в силу.

Этот документ считается частью постановления правительства, которым утверждены действующие ПДД. Согласно КоАП, за указанные нарушения автомобилистов следует штрафовать за такие нарушения по ст. 12.5 КоАП на 500 руб. Штраф предусматривает возможность его оплаты со скидкой 50%. И с 1 сентября там появится доработанный пункт как раз про зимние шины. Она предполагала штраф 500 руб., если на машине установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август). Эта же норма предусматривала штраф для автомобилистов, если они не установили зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль).

Однако сразу вскоре после вступления в силу этого перечная в МВД и ГИБДД выступили с заявлениями о том, что никаких штрафов в отношении водителей на таких автомобилях инспекторы выписывать не будут.

Так, об этом в ноябре 2023 года заявил глава ГИБДД Михаил Черников. Он подчеркнул, что каждый автомобилист должен самостоятельно готовить свой автомобиль к безопасной эксплуатации.

«Сотрудники Госавтоинспекции штрафовать, наказывать (за отсутствие зимней резины) никого не будут. Каждый владелец транспортного средства должен сам готовить свой автомобиль, чтобы можно было безопасно передвигаться по дорогам в определенных условиях зимнего периода», — объяснил Черников.

Согласно такой логике, штрафа не последует и в случае, если водитель ездит на зимней резине на шипах летом. То есть, в целом — на резине не по сезону.

Так, по словам Черникова, в случае если инспектор ДПС остановит машину, у которой отсутствуют шины «по сезону», то автомобиль «задерживаться и эвакуироваться» не будет. При этом водитель сам должен выбрать «условия для того, чтобы двигаться дальше».

Также глава Госавтоинспекции напомнил, что российские водители могут ездить на шинах-липучках круглый год. Он заметил, что никаких ограничений для такой резины нет.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов (специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД) удивился, что сначала в перечень неисправностей все-таки внесли изменения по шинам не по сезону, а потом отказались от оформления водителей, которые рискуют и не «переобуваются».

Решение ГИБДД он назвал скорее политическим, поскольку текущие нормы позволяют абсолютно законно проводить проверки и оформлять штрафы. Более того, он уверен, что отпускать автомобилиста на летней резине зимой будет странно — он указал, что такой водитель может устроить ДТП, из-за чего сами инспекторы ГИБДД могут столкнуться с ростом показателей аварийности.

Можно ли ездить на летней резине зимой и есть ли за это штраф

С 1 декабря 2023 годи инспекторы ГИБДД смогут штрафовать за поездки на летней резине зимой. Какое за это наказание, чем зимняя резина отличается от летней и что делать, если оказался на лысой резине в заморозки

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

  • Штраф за летнюю резину зимой
  • Можно ли ездить на летней резине зимой
  • Чем отличается зимняя резина от летней
  • Когда менять летнюю резину на зимнюю
  • Есть ли альтернативы и можно ли ездить весь год на всесезонках

Штраф за летнюю резину зимой: на сколько наказывают

С 1 декабря 2023 года у инспекторов ГИБДД появилась возможность штрафовать водителей за поездки на летних покрышках зимой. Это нововведение предусматривает измененный перечень неисправностей автомобилей, при которых запрещена их эксплуатация: сам документ вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Он считается частью постановления правительства, которым утверждены действующие ПДД. Согласно КоАП, за указанные нарушения автомобилистов следует штрафовать за такие нарушения по ст. 12.5 КоАП на 500 руб. Штраф предусматривает возможность его оплаты со скидкой 50%.

Фото: Shutterstock

Фото: Marcus Brandt / DPA / Global Look Press

Принимать отдельный документ с обновленным перечнем неисправностей автомобиля потребовалось как раз для того, чтобы у инспекторов появились основания для оформления штрафа. Так, в Техническом регламенте Таможенного союза и до этого содержится запрет на эксплуатацию автомобилей зимой без зимних шин (всех возможных видов, которые соответствуют требованиям безопасности) в зимний период (декабрь, январь, февраль). Однако в КоАП и других нормативных документах штрафа на летней резине зимой и наоборот, на зимней летом не было.

Фото: Anton Belitsky / Russian Look

Фото: Anton Belitsky / Russian Look

В итоге с 1 сентября заработал доработанный пункт как раз про зимние шины. Так, штраф в 500 руб. последует, если на машине установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август) и за летние — если водитель ездит на них зимой (декабрь, январь, февраль).

Как предположил в беседе с Autonews.ru ведущий специалист Европейскою юридической службы Дмитрий Безделин, в зимний период, а он составляет три месяца — декабрь, январь и февраль, сотрудники ГИБДД будут проверять резину автолюбителей по сезонности.

«Эти проверки, полагаю, будут осуществляться при стандартной остановке автомобилей, а также при соответствующих рейдах. Определить сезон и погодные условия эксплуатации шин можно визуально, так как у шин имеется соответствующая маркировка, которая обозначает сезон использования», — сказал юрист.

Он добавил, что получивший такой штраф водитель вправе продолжить движение. При этом он не исключил, что он может получить от инспектора ГИБДД предписание устранить неисправность в срок, который прописывается в самом предписании.

Можно ли ездить на летней резине зимой

Использование летних шин в зимнее время значительно повышает риски возникновения аварийной ситуации на дороге, рассказали Autonews.ru опрошенные производители автомобильных шин.

«Понижение температуры за окном прямо пропорционально влияет на такое свойство шин как «уверенное сцепление с дорожным полотном». Сам процесс движения в таких условиях больше напоминает скольжение», — предупредил исполнительный директор Торгового дома «Кама» (KAMA TYRES) Тимур Шарипов.

Фото: Marcus Brandt / dpa / Global Look

Фото: Marcus Brandt / dpa / Global Look

Если водитель все-таки неожиданно для него оказался на летней резине в момент сильных заморозком, ему следует помнить, что поведение автомобиля на скользкой дороге значительно отличается от того, как он ведет себя на сухом дорожном полотне в теплое время года.

«Коэффициент сцепления колес с поверхностью снижается, и машина превращается в «сани», — предупредил эксперт. Он также дал советы, тем, кто оказался зимой на летней резине:

  • держать дистанцию. Желательно 30 метров до впереди идущего автомобиля. Это позволит совершить необходимые маневры при возникновении риска столкновения;
  • двигайтесь не быстрее 40-50 км/ч;
  • избегайте резких маневров.

Чем отличается зимняя резина от летней

Разница между летними и зимними шинами — в составе резиновой смеси, который оптимизирован в летних шинах — для эффективной работы при высоких температурах, а в зимних — при низких. Об этом рассказали в компании «Кордиант». Соответственно, когда летние шины эксплуатируются при температурах ниже +5-7 градусов по Цельсию, они теряют свою эластичность, а значит, эффективность в управляемости и зацепе, торможении и борьбе с аквапланированием.

В свою очередь в Ikon Tyres напомнили, что летние шины предназначены для использования исключительно при положительных температурах, когда среднесуточная температура не ниже +5С. Осенью по ночам температура начинает опускаться до нуля градусов и ниже, и на дорогах появляется гололед, иногда снег. Летняя шина не может обеспечить безопасное сцепление в таких условиях.

«В условиях низких или отрицательных температур резиновая смесь летних шин становится более жесткой, имеющиеся на протекторе прорези и края шашек перестают давать необходимый эффект сцепления с дорогой», — объяснили в компании.

Как добавили в KAMA TIRES, летние шины отличаются от зимних не только рисунком протектора, но совершенно другим составом резиновой смеси. Там указали, что летняя резина не рассчитана на низкие температуры. Например, на холоде она теряет эластичность, что приводит к снижению как сцепных свойств шины, так и комфорта при движении. Водители могут оценить данный эффект по личным ощущениям — шины как будто дубеют, удлиняется тормозной путь, и ход машины становится более жестким.

На каждом виде шин обычно указываются погодные условия, в которых допустимо их использовать:

  • M+S — шины для грязи и снега;
  • M+SE — для грязи и снега с шипами;
  • значок снежинки в треугольнике — для суровых зимних условий;
  • M+T — грязь и бездорожье;
  • AGT — всесезонные шины;
  • Water, Rain, Aqua, значок зонтика — шина подходит для мокрой дороги.

На зимних шинах должно стоять первое, второе или третье обозначение.

Когда менять летнюю резину на зимнюю

Опрошенные производители шин считают, что оптимальное время для смены шин наступает, когда среднесуточная температура достигает +5–7°С. В столичной Госавтоинспекции также советуют менять летнюю резину на зимнюю, когда температура доходит до +5–7°С, летняя резина жестче зимней. Каждый сезон там напоминают: когда температура опускается, шины твердеют и перестают обеспечивать хорошее сцепление с дорогой. Это может привести к заносу и аварии.

Особенно актуально не забывать про смену резины в осенне-зимний сезон, когда ночью могут возникать заморозки и гололедица. Так, уже +7 °C ряд экспертов называют хорошим поводом записаться в шиномонтаж. Точно не стоит, по их словам, ждать появления первых заморозков, когда лужи замерзают и дорога покрывается ледяной коркой, а эксплуатационные свойства летних шин ухудшатся.

«Как только средняя дневная температура опускается ниже +5–7°С градусов, а ночью наблюдается 0 или даже небольшой минус хотя бы в перспективе — стоит ехать на шиномонтаж. Своевременная смена шин на зимние избавит вас от потери времени в очереди на шиномонтаже», — отметил представитель компании «Кордиант» Александр Наконечный.

Есть ли альтернативы и можно ли ездить весь год на всесезонках

Использовать зимой зимние шины (шипованные или нешипованные), а летом — летние рекомендовали в компания Ikon Tyres. Там напомнили, что большинство регионов в России находятся в зонах со сложными климатическими условиями. Это большие температурные колебания в течение суток; большое количество осадков летом; большое количество осадков зимой.

«Мы не рекомендуем пользоваться «всесезонными» шинами, так как резиновые смеси «всесезонных» шин адаптированы под узкие температурные режимы. Также «всесезонные» шины обладают более высокой интенсивностью износа. И велика вероятность, что автовладельцу придется менять шины один раз в год», — предупредили шинники.

Также эксперты компании рекомендовали обращать внимание при выборе фрикционных или нешипованных зимних шин на то, для какого климата они созданы. Так, зимние шины для Центральной Европы в России подходят только для эксплуатации в Южном Федеральном округе. Дело в том, что они становятся очень жесткими при температурах ниже -10°С, что снижает значительно их сцепные свойства. Такие шины в основном созданы для работы с отводом воды в околонулевые температуры при зимних дождях. Для остальных регионов России, по словам представителей компании, подходят исключительно так называемые зимние шины скандинавского типа: обычно — с направленным рисунком протектора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *