Ножной тормоз велосипеда как работает
Перейти к содержимому

Ножной тормоз велосипеда как работает

  • автор:

Ножной, храповой, педальный тормоз

Тормоз такого типа приводится в действие вращением педалей в обратную сторону. Соответственно, может быть установлен только на заднее колесо велосипеда. Своё название «храповой» или «тормоз со свободным ходом» (англ. coaster brake) он получил того, что совмещает в себе функции тормоза и трещотки — храповика, или механизма свободного хода (англ. freewheel). Когда впервые подобный тормоз появился на рынке, трещотки ещё не были популярными или их не было вовсе. Это была эпоха колодочных тормозов.

Одной из необычных особенностей ножного тормоза со свободным ходом является возможность велосипеда катиться назад без принудительного вращения педалей. Эта особенность крайне удобная для исполнения некоторых трюков во фристайле. Существует также вариант задней втулки под названием «фрикостер» (англ. freecoaster), являющейся по сути втулкой ножного тормоза, но без тормозного механизма.

Ножной тормоз велосипеда как работает

Детские велосипеды сегодня комплектуют двумя видами тормозов, что это за тормоза, какие у них преимущества и какие выбрать?

Первый тип тормозов, это ножные тормоза.

Многие их помнят и на взрослых советских велосипедах, сегодня они перестали пользоваться большим спросом и используются только для малышей. Работают они достаточно просто, при вращении педалей в обратную сторону, внутри втулки заднего колеса раздвигаются колодки и тормозят колесо

Начнём с их преимуществ.

Тормоза выглядят эстетично и минималистично, если быть точнее, то такой тормоз совершенно не видно, устройство скрытое, нет тормозных рубашек и ручек.

Долговечность в данном случае тоже играет роль, тормоз может прослужить много лет так как на велосипеде катается ребёнок и износ минимальный.

img_7323.jpg

Простота. Как уже сказано принцип работы максимально прост, крутишь педали в обратную сторону, и тормозишь. В отличие от ручных тормозов, ведь у малышей не хватает сил нажимать на ручной тормоз, и детская рука не всегда может до него дотянуться, а на ножном достаточно надавить с усилием на педаль.

Важный недостаток такого тормоза — это привычка к нему, когда ребёнок взрослеет и пересаживается на велосипед с ручными тормозами, ему придётся переучиваться и привыкать к новому.
Другой недостаток — это баланс. К примеру, ваш ребёнок уже умеет кататься на двух колёсах, а для торможения ножным тормозом, нужны обе ноги на педалях, тогда время от времени будет трудно спрыгивать с педалей после торможения, но и это дело привычки.

Ремонт ножного тормоза велосипеда

Ножной тормоз велосипеда – устройство, обеспечивающее плавное торможение ведущего заднего колеса. Другие названия – педальный тормоз, барабанный тормоз. Место расположения узла в конструкции велосипеда – задняя ось.

Ремонт ножного тормоза велосипеда

Ножной тормоз велосипеда – устройство, обеспечивающее плавное торможение ведущего заднего колеса. Другие названия – педальный тормоз, барабанный тормоз. Место расположения узла в конструкции велосипеда – задняя ось. Используется в качестве основного тормозного механизма или дополняется ручным передним тормозом. Область применения – старые велосипеды периода СССР, детские велосипеды, синглспиды, современные городские велосипеды с фиксированной скоростью, с одной передачей либо с переключателем передач планетарного типа. Устройство несовместимо с классической системой механической трансмиссии.

Принцип действия . Для осуществления торможения педали вращаются в обратную сторону, противоположную рабочему вращению. Функции привода выполняет цепная передача. Задняя втулка колеса или ее фрагмент являются барабаном. При торможении внутренние тормозные колодки принимают позицию распорки и зажима тормозного барабана.

Технические особенности . Система заднего ножного тормоза на велосипедах со свободным ходом позволяет выполнять сложные трюки во фристайле благодаря возможности качения назад без принудительного вращения велосипедных педалей.

  • Не требуется частый ремонт ножного тормоза велосипеда и скрупулезный уход.
  • Благодаря герметичности конструкции гарантирована защита от пыли, грязи, дождя.
  • При использовании тормоза этого типа не перегревается обод.
  • Устройство имеет невысокую стоимость.
  • Механизм позволяет ехать на велосипеде, имеющем искривленную геометрию колеса (восьмерку).
  • Отсутствие возможности экстренного торможения в случае срыва цепи или соскальзывания ноги с педали.
  • Необходимость определенного привыкания для эффективного использования ножного тормоза.
  • Отсутствие совместимости с внешним переключателем скоростей.
  • Дополнительная нагрузка на втулку и спицы в процессе торможения.
  • Невысокая тормозная мощность.
  • Затрудненное маневрирование при чередовании торможения и ускорения движения.
  • Возможность перегрева при длительных спусках с гор.

В каких случаях нужен ремонт или профилактика ножного тормоза велосипеда

Барабанный тормоз отличается износостойкостью и долговечностью. Тем не менее, узел нуждается в периодической проверке, отладке или замене. Чтобы проверить работоспособность устройства, нужно прокрутить в обратном направлении педали велосипеда. При исправном механизме включение тормоза происходит после того, как обратный ход педалей совершил четверть оборота колеса. Если тормоз включается позже, устройство работает некорректно. Поскольку механизм ножного тормоза полностью расположен во внутренней полости задней втулки, не рекомендуется самостоятельное обслуживание. Разборку следует доверить квалифицированному веломастеру.

Периодически необходимо производить проверку тормозного управляющего рычага. Конструктивно это плоская стальная рукоять (на тормозах марки Bendix). Рычаг соединен с задней осью и закреплен на пере велорамы. При проверке следует убедиться, что крепление зафиксировано. Нарушение фиксации может привести к тому, что управляющий рычаг начнет вращаться совместно с осью. Если обнаружено отсоединение рычага, его нужно зафиксировать в направлении носа велосипеда.

Регулировка ножных тормозов велосипеда

Регулировка ножных тормозов велосипеда

Любителям неспешных прогулок прекрасно подойдут велосипеды с одной передачей – синглпеды. Однако некоторых пугает то, что на руле отсутствуют тормозные ручки. Чтобы остановить разогнавшийся байк, приходится вращать педали назад. Поскольку такая конструкция достаточно удобна и надежна, она применяется не только на старых советских «Аистах», «Камах» и «Салютах», но и на современных моделях.

То, что регулировка ножных тормозов велосипеда не нужна, будет приятной новостью для любителей спокойной езды. Однако каждый механизм имеет свой срок службы. А продлить его сможет регулярное техническое обслуживание.

Принцип работы ножного тормоза

Приводом велосипеда является цепь, она же запускает в действие ножной тормоз. Когда велосипедист крутит педали в обратную сторону, приходит в действие приводной рычаг, а за ним и тормозной конус. Это расширяет колодки, которые начинают тереться о барабан. Чем большее усилие прикладывается к педали, тем быстрее перестанет крутиться колесо. Принцип простой и эффективный. Так как весь механизм находится в металлическом корпусе с пыльниками, туда не попадают грязь и влага.

Это значительно увеличивает ресурс механизма, который способен служить долгие годы. Но по мере износа тормозных колодок конус все сильнее и сильнее уходит вглубь, увеличивая расширение. Хотя это заставляет прикладывать больше усилий при торможении, невозможна ситуация внезапного снижения эффективности торможения. Она уменьшается довольно плавно, что не вызывает дискомфорта.

Когда велосипедист почувствовал, что его не устраивает работа тормозов, следует обратиться к специалисту, замена колодок сделает работу тормозов более четким. Но эту работу можно провести и самому, ничего сложного в этом нет. Хотя для самостоятельного проведения ТО необходимо будет провести подготовительную работу.

Регулировка ножных тормозов велосипеда – как поменять колодки

При выборе новых колодок следует учесть, что один и тот же производитель выпускает не только основной, но и ремонтный вариант. Дело в том, что происходит истирание тормозного барабана, растет люфт. Чтобы его компенсировать, потребуется купить колодки для ножных тормозов увеличенного размера, то есть ремонтные. Еще понадобятся два ключа, которые называют «семейные велоключи». Поскольку есть несколько систем ножных велотормозов, перед покупкой колодок требуется определиться с моделью. Современные компании используют свои типоразмеры, и заказывать запчасти лучше на сайте производителя.

С моделями советских велосипедов ситуация гораздо проще, здесь была принята унификация. Хотя разборка каждого такого механизма имеет свои особенности, действует единый порядок действий:

  1. Зафиксировать квадратным отверстием большого ключа ось.
  2. Открутить рожковым ключом контргайку, вращая ее против часовой стрелки.
  3. Снять шайбу и вынуть левый конус.
  4. Вытащить ось в комплекте с барабаном и правым конусом.

Дальнейшие действия будут зависеть от модели велосипеда. На «Салют», «Каму», «Урал» и большинство других советских байков устанавливалась втулка типа ТОРПЕДО. Аналоги и сейчас встречаются на рынке, и купить запчасти достаточно легко.

Втулка типа ГАЗ ставилась на «Школьник», популярный велосипед среди подростков. Хотя сейчас «Школьник» найти практически невозможно, молодежь предпочитает более современные модели.

Втулка типа ИДИ очень близка по конструкции к ТОРПЕДО, однако имеет чуть больший вес. Поэтому ее ставили на взрослые дорожные велосипеды.

Поскольку с переборкой втулок велосипедов с ножным тормозом обычно не возникает проблем, их обслуживание рекомендуется проводить один раз в два года, или каждые 5 000 км. пробега. Необходимо разобрать, прочистить тряпкой, смоченной керосином, и снова собрать. Перед сборкой смазать все трущиеся детали литолом или иной густой смазкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *