При какой температуре замерзает тосол в радиаторе
Перейти к содержимому

При какой температуре замерзает тосол в радиаторе

  • автор:

При какой температуре замерзает антифриз

Специалисты расскажут, при какой температуре замерзают различные виды антифризов. Полезная информация на сайте multifreeze.ru.

Охлаждающая жидкость позволяет поддерживать постоянную температуру во время работы машины и не дает двигателю перегреваться. Поэтому так важно, чтобы она была хорошей. Антифриз предназначен для того, чтобы не поддаваться низким и высоким температурам, оставаясь в одной консистенции. Он не должен закипать при нагреве двигателя и твердеть в морозы. Но у многих водителей, несмотря на все ухищрения, антифриз замерзает в холодное время года. Почему же это происходит?

Типы антифризов

Все охлаждающие жидкости отличаются между собой по составу. В зависимости от химических элементов и свойств они имеют разные классы, типы и цвета. По ним можно определить характеристику антифриза и понять, при какой температуре он замерзает. Лучше всего использовать тип ОЖ, который оптимален по составу для помпы расширительного бачка. Обычно это прописано в допусках, для каждой марки автомобиля эти критерии могут отличаться.

Температура замерзания антифриза

G11: синий и зеленый (в некоторых случаях красный, розовый и желтый). В отечественные автомобили, особенно старого выпуска, обычно заливают более дешевый вариант охлаждающей жидкости – тосол. А для иномарок часто используют недорогие антифризы синего или зеленого оттенка. Они обычно замерзают при температуре от -30 до -50 градусов в зависимости от страны выпуска. Зеленый вариант антифриза с классов G11 создается на основе этиленгликоля и отличается наличием специальных компонентов для смазки и защиты от коррозии. Жидкости двух этих цветов можно смешивать между собой, но в любом случае это может привести к образованию пены, осадков и нарушению свойств.

G12 и G12+: красный, оранжевый и желтый. Эти антифризы лучше по своим охлаждающим свойствам, они более концентрированные. Красный хорошо смазывает детали, кроме того, он обладает высокой температурой кипения. А когда он замерзает, написано на упаковке, это зависит от изготовителя. У конкретных фирм свои показатели, например, японские обычно мерзнут при -25, а американские в -40. Эти цвета нельзя смешивать между собой или с другими видами охлаждающих жидкостей. Они плохо совместимы и могут забить каналы охладительной системы.

G13. Этот вид антифриза предназначен в основном для алюминиевых радиаторов, так как он не разъедает этот металл. Чаще всего это относится к спортивным автомобилям и мотоциклам.

Лучше всего разводить только охлаждающие жидкости одного класса и цвета. Так вы будете точно уверены в том, что их химические составы совместимы и не повредят автомобиль. Оптимальным выбором станет антифриз той же марки, что и машина. Все его характеристики будут указаны маркировками на упаковке.

Маркировки охлаждающей жидкости

Почему нельзя использовать концентрат

Все больше производителей выпускают заранее разведенные составы антифризов. Они предназначены для незамедлительного использования, в них не нужно добавлять воду. А другие марки продают концентрированную охлаждающую жидкость. Температура кристаллизации или замерзания зависит от концентрации этиленгликоля, который является основой в составе жидкости. Туда могут примешиваться дополнительные присадки для смазки и защиты от коррозии. Ее нужно разбавлять, так как чистый этиленгликоль замерзает уже при температуре -12 градусов. Кроме того, он может вредить деталям, так как высокая концентрация всех компонентов может разлагать металлы и окислять трубки. Антифриз нужно разбавлять только дистиллированной водой в пропорции, написанной на его пачке. Таким образом он станет пригоден для использования и не замерзнет в холода.

АНТИФРИЗЫ

education 3

Одной из основных систем обеспечивающих работу двигателя внутреннего сгорания является система охлаждения двигателя. Система охлаждения двигателя позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим работы двигателя. Эффективно отводить тепло от деталей, обеспечивает обогрев салона автомобиля. Работоспособность системы охлаждения зависит от использования высококачественной охлаждающей жидкости. Современные двигатели используют в качестве охлаждающей жидкости — антифризы.
Антифриз в системе охлаждения обеспечивает эффективный и своевременный отвод тепла от деталей и узлов двигателя.

anti1

Основные детали современного двигателя — кривошипно-шатунный механизм, поршни, цилиндры – изготовлены из разнородных материалов и при нагреве расширяются по-разному. Поэтому все тепловые зазоры двигателя рассчитаны на работу в узком интервале температур. Антифриз в системе охлаждения поддерживает эту рабочую температуру при различных режимах работы двигателя и нагрузках.

anti2

Кроме того он должен защищать систему охлаждения от коррозии, недопускать кавитации (схлопывания пузырьков пара, образующихся при работе водяного насоса), не замерзать при низких температурах и не кипеть при высоких.

anti3

anti4

anti5

Так-же, температура кипения антифриза при нормальном атмосферном давлении – около 100°С. При повышении давления температура кипения охлаждающей жидкости будет повышаться. В системе охлаждения двигателя специально создается давление порядка 0,9-1,2 атм. При таком давлении антифриз будет закипать, уже при температуре 115-125°С.

Существует масса комбинаций и цветов антифриза, что может легко ввести автовладельцев в заблуждение при выборе правильного антифриза. Для систематизации применимости антифризов, их можно разделить на несколько групп в зависимости от состава и пакета присадок.

Неорганические: (гибридные первого поколения)
Силикатные антифризы: могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые – Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:
а) североамериканского типа и б) европейского типа.
В североамериканских антифризах присутствуют фосфаты, в европейских антифризах применение фосфатов запрещено. Европейский тип антифриза, не содержит аминов, а некоторые еще и нитритов.
В североамериканских также присутствует небольшая подгруппа антифризов с пониженным содержанием силикатов так называемых Low Silicate Formula. Сегодня, большинство современных антифризов, произведенных в Европе, отличает низкое содержание силикатов, и они могут рассматриваться как аналог американских Low Silicate Formula.
Антифризы силикатного типа маркируются как G11 или G48.
Органические:
Карбоксилатные антифризы: используют в качестве основного ингибитора коррозии органические кислоты. Окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет, маркируются G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет.
Данный тип антифризов содержит в основном два типа карбоксилатных кислот (может быть и больше), но не содержит силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов.
Лобридные (G40):
Данный тип использует один тип карбоксилатных кислот и небольшое количество силикатов. Такой тип антифриза окрашивается в следующие цвета: желтый зеленый и оранжевый.

Цвет антифриза зависит, прежде всего от того, каким автопроизводителем используется, модели автомобиля и даже от заливки: конвейер или сервис.

Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки. Таблица применимости типа антифриза в зависимости от марки автопроизводителя.

anti6

Особенности антифриза в зависимости от его типа:
Силикаты: действуют очень быстро и в случае эрозии или коррозии быстро герметизируют поврежденные места. Их основным недостатком является низкая стабильность и быстрый расход. При выпадении в осадок представляют собой абразив, который может сокращать срок службы уплотнений водяного насоса.
Фосфаты: также как и силикаты эффективно защищают алюминиевые части и, в частности, водяной насос от коррозии, вызываемой кавитацией.
Большинство японских автомобилей имеют меньший объем системы охлаждения, чем европейские или американские автомобили, и для эффективного охлаждения скорость циркуляции антифриза в системе выше. Большинство японских производителей рекомендуют использовать антифризы безсиликатного, но фосфатного типа только лишь по этой причине.
В Европе фосфаты не используются, главным образом, по причине часто повышенной жесткости воды, из-за которой фосфаты выпадают в осадок (проблема решается использованием деминерализованной воды). Несмотря на то, что для борьбы с коррозией европейцы используют другие эффективные композиции ингибиторов коррозии, все-таки было бы более целесообразно использовать то, что рекомендуют японские производители для своих двигателей.
Карбоксилаты: действуют намного медленнее, но более продолжительное время. Эффективно защищают алюминий и другие металлы, но некоторые типы карбоксилатных антифризов не являются лучшим выбором для систем, в которых используется медно-латунный радиатор.
В качестве основных отрицательных моментов можно было бы отметить следующее:
• В двигателях, использующих чугун, иногда возникает коррозия из-за низкого уровня антифриза. При этом частички ржавчины могут забивать соты радиатора. • Один из ингибиторов коррозии (2- EHA — тот, который не используется в антифризах Honda и Toyota) может вызывать размягчение прокладок и являться причиной течи. Зарегистрировано уже достаточно много подобных случаев у разных производителей. • Низкая эффективность некоторых антифризов в защите припоя с высоким содержанием свинца. «Металлургия» систем охлаждения современных двигателей приблизительно одинаковая у всех производителей, и, если не принимать во внимание «отклонения» типа медно-латунных радиаторов, при этом использующих припой с высоким содержанием свинца, а также размягчение прокладок, то, теоретически, один тип антифриза может быть использован вместо другого.
Исследования некоторых OEM на своих двигателях показали, что использование с нуля классического синего (силикатного типа) антифриза вместо рекомендуемого красного (карбоксилатного типа), не имело никаких отрицательных последствий.
Более того, исследователи не зафиксировали каких-то преимуществ красного перед синим, за исключением срока службы.
Доливка.
Общее правило: при потере жидкости по причине испарения рекомендуется доливать воду, а при течи — обязательно антифриз требуемой концентрации (обычно 50:50). В первом случае, особенно если речь идет о силикатном антифризе, рекомендация о доливке воды объясняется тем, что при большом уходе существует вероятность превысить концентрацию, в том числе и силикатов. Поэтому можно рекомендовать концентрацию 20-25 % антифриза 75-80 % воды. В торговую сеть охлаждающие жидкости поступают обычно в виде концентратов. Неразбавленный концентрат не рекомендуется использовать в системе охлаждения! Крайне опасное заблуждение, что чем меньше воды в концентрате, тем лучше. Этиленгликоль (концентрат антифриза) замерзает при температуре всего -12,7°С. В то же время он обладает совершенно уникальным свойством понижать температуру замерзания водных растворов вплоть до -67°С. Поэтому чистый этиленгликоль замерзнет раньше, чем разбавленный на треть. Антифриз необходимо разбавить в соответствии с таблицей смешивания, которая находится на этикетке. Вода для разбавления должна быть чистой и нежесткой, а лучше — дистиллированной. В крайнем случае, допускается использование водопроводной воды, желательно отфильтрованной. В зависимости от соотношения антифриз/вода можно получать различные температуры замерзания охлаждающей жидкости. Оптимальное соотношение антифриз/вода — 1:1. Температура застывания такой смеси около -40°С. Изменение соотношения за счет увеличения в смеси количества воды приводит к повышению температуры кристаллизации антифриза и несколько ускоряет процессы коррозии деталей. Антифриз, помимо более высокой температуры кипения (около + 110°С) и низкой температуры кристаллизации (от -30°С до -70°С), имеет еще и смазывающие свойства, необходимые для нормальной работы насоса системы охлаждения.

Почему замерзает антифриз

Узнайте, почему замерзает антифриз в нашем блоге. Актуальная и полезная информацию по антифризам, их выбору и проблемам связанным с ними.

Антифризом можно считать все незамерзающие жидкости (в отличие от воды), которые предназначены для использования в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС). В состав охлаждающих жидкостей входят пропиленгликоль или этиленгликоль. Это двухатомные спирты, которые имеют высокие температуры кипения, гигроскопичны (поглощают влагу) и плохо воспламеняются при температурах до +200 °С. Еще одной составляющей охлаждающей жидкости является дистиллированная вода. Ею разбавляют концентрат антифриза, чтобы готовый состав имел определенный рабочий температурный режим. Также в состав входят присадки, которые не позволяют антифризу разрушать систему охлаждения (патрубки, радиаторы, шланги) изнутри.

Причины замерзания охлаждающей жидкости

Заводской антифриз используется в системах охлаждения авто и замерзает при средней температуре -40 °С, но, к сожалению, некоторые производители охлаждающей жидкости для ДВС поставляют на рынки некачественную продукцию. Нередко встречаются случаи, когда уже при температуре -25 °С Ваш антифриз, а точнее вода, которая присутствует в составе, может замерзнуть. Есть большая вероятность, что это приведет к выходу из строя системы охлаждения, срыву патрубков и резиновых трубок, появлению трещин в металлических элементах системы (вплоть до разрыва радиатора и головки блока цилиндров). Иногда антифриз может замерзнуть по вине самого автолюбителя, если при утечке охлаждающей жидкости из расширительного бачка он будет часто разбавлять ее обычной водой.

Если вдруг антифриз замерз

  1. В первую очередь следует переместить транспортное средство в теплое место. Это может быть теплый гараж, где существует отопление, станция технического обслуживания и прочее.
  2. Потом необходимо подогреть немного воды до состояния кипения и облить кипятком все патрубки и резиновые соединения, которые относятся к системе охлаждения. Расширительный бачок также желательно обдать горячей водой.
  3. С помощью бытового или строительного фена согрейте систему охлаждения двигателя, начиная с расширительного бачка.
  4. После оттаивания системы полностью поменяйте охлаждающую жидкость. Слейте отработанный состав и залейте новый качественный продукт.

Почему производители рекомендуют менять охлаждающую жидкость каждые 3–5 лет? Справедливый вопрос, если учитывать то, что температура замерзания антифриза не меняется. Ответ заключается в том, что присадки, которые входят в состав охлаждающей жидкости, теряют свои свойства. Они перестают обеспечивать защиту от коррозии и изнашивания внутренних поверхностей системы охлаждения. При долгом использовании антифриза можно заметить, что он заметно помутнел и приобрел коричневый оттенок. Это и есть металлические частицы двигателя, которые были разрушены действием спиртов. Также не следует слишком сильно разбавлять концентрат водой в целях экономии. Это приведет к повышению температуры замерзания антифриза.

Что такое Тосол и для чего нужен ?

Что такое Тосол и для чего нужен ?

Тосол — охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля, предназначенная для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах.

Само название «ТОСОЛ» является аббревиатурой технологии производства охлаждающей жидкости «технология органического синтеза», окончание ОЛ – обозначает в химии принадлежность к группе высокоатомных спиртов (метанОЛ, этанОЛ).
Буквы А40-М означают соответственно:

  • А — автомобильный,
  • М — модернизированный,
  • 40 — температура начала кристаллизации.

Прежде всего, «ТОСОЛ» должен обеспечивать надежное охлаждение двигателя при низких температурах окружающей среды, как правило, до — 40С, не закипать при температуре более 1000С и защищать металлы и сплавы двигателя от коррозии. Кроме того, качественный тосол обладает смазывающими свойствами, что является отличной профилактикой для долгой эксплуатации водяной помпы. Все эти свойства обеспечиваются тщательно сбалансированным комплексом присадок, которые вводятся в тосол при его производстве. Чем совершеннее пакет присадок, тем качественнее тосол и, тем дольше служит вся система охлаждения, предохраняя от разрушения радиатор с патрубками и соединениями, соответственно повышается ресурс работоспособности двигателя.
Приготовленный «ТОСОЛ» бесцветен и окрашивается для того, чтобы он использовался строго по назначению. Обычно выбирается цвет, неестественный для живой природы.

Вопросы и ответы

1. Что такое «ТОСОЛ» и для чего он нужен?

Что такое «ТОСОЛ» и для чего он нужен? ТОСОЛ — укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ, или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя применяются многие другие отечественные (например, ОЖ «ЛЕНА») и зарубежные названия. — «Для чего?» — Вроде бы понятно. — «Чтобы не замерз радиатор зимой, ну а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе». В принципе, почти правильно, но упрощенно. Главное — это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа «ТОСОЛа» — гликолевый эфир — моноэтиленгликоль (МЭГ) — прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1, 112 г/см3 с температурой кипения 197 0 С. Для обеспечения всех предъявляемых к «ТОСОЛУ» свойств в его состав входят еще около 10 различных добавок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество «ТОСОЛа». Все охлаждающие жидкости на основе МЭГ можно смешивать и разводить в любых пропорциях с учетом концентрации МЭГ и поправкой на антикоррозионные свойства.

2. Какие основные свойства «ТОСОЛа»?

Не замерзает при низких температурах не воспламеняется не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя не пенится не воздействует на материалы системы охлаждения стабильный при эксплуатации и хранении имеет высокую теплопроводность и теплоемкость

3. Какие виды «ТОСОЛа» бывают?

В соответствии с ГОСТ 28084-89 — имеются 3 разновидности отечественных ОЖ (далее для опрощения называемых ТОСОЛ): ОЖ — К (концентрат), ОЖ — 40 и ОЖ — 65 с соответствующими температурами замерзания. Здесь следует отметить, что классический ГОСТ на ТОСОЛ есть ГОСТ 28084 — 89. Организации стремятся не следовать ГОСТ, не улучшить его, а приноровить новое ТУ к выпускаемому продукту, который обычно хуже по нескольким параметрам, и, как правило, такие вопросы легко решаются. Наиболее распространенным является, разработанное на основе указанного ГОСТ с названием ТОСОЛ А40 — М. Буквы А40 — М означают соответственно: А — автомобильный, М — модернизированный, 40 — температура замерзания.
К антифризам, изготовленным из зарубежных концентратов таких известных фирм, как BASF и SHELL, в принципе не могут применяться условия ГОСТ, однако соответствующие параметры легко сравнить, и они обычно гораздо жестче у импортных аналогов.

4. Какая разница между отечественными и зарубежными «ТОСОЛами»?

Если обращать внимание на один, считающийся наиболее важным, показатель, а именно, температуру замерзания, то особой разницы нет. Но, скажем, простой 1:1 водный раствор МЭГ с водой, также имеет температуру замерзания около — 40 0 С, но по показателю коррозионной стойкости такой раствор при высоких температурах в 200 раз более агрессивен, чем простая вода, и может «проесть» радиатор в считанные месяцы. Разница — в добавках. И если в отечественном «ТОСОЛе» их около 10, то в лучших зарубежных образцах — около 40, да и количество контролируемых параметров в таком «ТОСОЛе» — тоже около 30, в отличие от 10 отечественных.

5. Как влияет цвет «ТОСОЛа» на его свойств?

Никак. Приготовленный «ТОСОЛ» бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло — зеленому оттенку, в Германии принят темно — зеленый цвет, в Италии — красный.

6. Как разводить «ТОСОЛ» (концентрат)?

Вопрос может показаться странным. «А зачем?» Стандартный ТОСОЛ обычно имеет температуру замерзания — 40 С. Дело в том, что наиболее распространенный способ применения антифриза в Европе, именно разведение концентрата. Обычно, концентрат разводят в следующих отношениях: 1:1 — температура замерзания — 40 С, 2 части концентрата — 3 части воды — температура замерзания — 30 0 С, 1:2 — температура замерзания — 20 0 С.

7. Как часто надо менять «ТОСОЛ»?

Антифриз в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов. Обычный срок службы «ТОСОЛа» — около 3 лет, или 60 тыс. км пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности — не менее 1, 075 кг/см 3

8. Как заменять «ТОСОЛ»?

Если в летнее время вместо «ТОСОЛа» использовалась простая вода, то почти наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь. Кстати, при толщине накипи 1, 5 — 2мм расход топлива может возрасти на 8 — 10 %. В этом случае (да и в любом случае), систему охлаждения следует тщательно промыть водой, в которую добавлены средства для предотвращения накипи, дать поработать двигателю 15 — 20 мин, 2 — 3 раза промыть водой.

9. Что такое ТОСОЛ — 80?

Термин «ТОСОЛ — 80» — одно из распространенных заблуждений. Так называют концентрат, разведением которого 1:1 получают антифриз с температурой замерзания — 40 0 С. Концентрат — сложный химический состав с температурой замерзания — 12 0 С, и только разведение его водой образует антифриз с температурой замерзания — 40 0 С.
Также важный момент: увеличение доли концентрата в антифризе свыше 50 % не приведет к уменьшению температуры замерзания, а, наоборот, приведет к ее увеличению, скажем, до — 35 0 С. Хотя, при этом улучшатся общие защитные свойства раствора.

10. А что будет при температуре, скажем, — 50 0 C?

В отличие от воды, антифризы при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде МЭГ. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у ТОСОЛа гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. Антифриз после пуска быстро переходит в жидкое состояние.
Кстати, для зарубежных антифризов существует не один параметр — температура замерзания, а два: температура начала образования хлопьев льда (например, — 38 0 С) и температура замерзания (например, — 45 0 С).

11. Что и как можно проверить при покупке «ТОСОЛа»?

Как ни обидно — практически ничего.

Итак, перечислим основные свойства качественного тосола:

  1. Температура замерзания. Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности «ТОСОЛа» около 1.078 г/см 3 он замерзает при — 40 0 С. Однако, нет ничего проще, чем в домашних условиях приготовить состав требуемой плотности. И хорошо еще, если «бодяжник» разбавит синюю воду просто солью или сахаром. А если электролитом? Ведь так дешевле. Еще одно из заблуждений. Такое измерение плотности должно производиться при температуре 20 0 С. И измерить тот же «ТОСОЛ» при температуре 35 0 С плотномер покажет температуру замерзания — 30 0 С, а при температуре измерения — 20 0 С покажет температуру замерзания — 48 0 С.
  2. Цвет. Как указывалось выше — не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это — плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.
  3. Вкус, запах. МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Здесь Вы можете застраховать себя только от самой грубой и наглой подделки.
  4. Канистра. Проверяйте наличие контрольного кольца, хотя и это уже пройденный этап: хорошие канистры можно недорого приобрести, а народные умельцы могут либо без труда снять крышку, либо просто закупить достаточное число таких крышек.
  5. Этикетка. Обычно — это слабое место мелкого «бодяжника». Только при достаточно большом тираже стоимость этикетки не влияет на стоимость продажи канистры. Наличие штрих — кода, ссылок на изготовителя — не гарантия. Тем не менее, качественная, красочная, с элементами защиты этикетка — это все — таки скорее всего от производителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов должно насторожить внимательного покупателя. Так все — таки, где же и какой продукт выбрать? В том месте, куда Вы можете прийти завтра или послезавтра, или через год и будете уверенны, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта. Как видно из приведенных данных, «ТОСОЛ» — это довольно сложный раствор и приготовление его в «гаражных» условия невозможно. Контроль за сырьем, соблюдением всех ТУ как на этапе изготовления, так и в конечном продукте, может осуществлять только достаточно крупная компания, имеющая мощную производственную базу. Конечно, можно, сэкономив несколько рублей, купить на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но право же, экономия 10 — 20 рублей в месяц в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *